19 апреля 2019 года в Банковско-финансовой Академии Республики Узбекистан совместно с Движением предпринимателей и деловых людей Либерально-демократической партии Узбекистана была проведена республиканская научно-практическая конференция на тему «Развитие рынка ценных бумаг в Узбекистане: институциональные, экономические и организационные особенности».

На проведенной конференции вместе с профессиональными участниками фондового рынка принимали участие члены фракции УзЛиДеП Законодательной Палаты Олий Мажлиса, члены партии, представители Министерства Финансов Республики Узбекистан, Центрального Банка, Торгово-промышленной палаты, Министерства Инновационного развития, Агентства по развитию рынка капитала, профессора-преподователи и соискатели Банковско-финансовой Академии и других Высших учебных заведений , а также представители средств массовой информации.

В ходе конференции участникам была представлена ​​подробная информация о передовых методах управления фондовым рынком в Узбекистане.

Было отмечено, что в 2019 году, который объявлен годом «Активных инвестиций и социального развития», исходя из «Стратегий действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017–2021 годы», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан УП-4947 от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» в стране необходимо осуществление комплекса мер по координации деятельности рынка ценных бумаг, организации торговли ценными бумагами и регулирование центральным депозитарием рынка ценных бумаг, а также качественного развития корпоративного управления , , .

Было отмечено, что термин манипулирование рынком ценных бумаг, имеющее решающее значение в регулировании фондового рынка, основан на международной практике в этой области. Это устанавливает требования и ограничения по работе с ценными бумагами и предотвращает необоснованные сборы за манипуляции.

Согласно поправкам, соглашения РЕПО с ценными бумагами могут осушествлять резиденты Республики Узбекистан на фондовых рынках и специальных площадках организаторов торгов с ценными бумагами. Раньше этот процесс относился только к облигациям и акциям закрытого акционерного общества.

Особо отмечены изменения порядка выпуска ценных бумаг. В соответсвии с этим сокращен перечень документов при эмиссии акций и облигаций, определены нормативы, связанные с конвертацией ценных бумаг и их долей, сокращен перечень информации, которая должна указаваться в проспекте эмиссии.

Также в конференции шла речь об учёте регистра внебиржевых сделок, связанных с ценными бумагами, правилах прафилактики манипуляции рынка ценных бумаг и изменения, а также дополнения в Положение об осуществлении сделок Репо с ценными бумагами.

Участники конференции широко обсуждали порядок размещения, обращения и унитилизации государственных ценных бумаг, выпускаемых  Министерством Финансов, задачи выпуска и размещения еврооблигаций, причины и проблемы активности деятельности коммерческих банк на рынке ценных бумаг.

По мнению экспертов, участвующих в конференции, на сегодняшний день коммерческие банки могут выполнять несколько задач одновременно на рынке ценных бумаг страны. Эти задачи следующие:

  • Как эмитент акций, корпоративных облигаций, депозитных сертификатов, сберегательных сертификатов и банковских векселей;
  • Как консультант, регистр реестров и выполняюший депозитарные операции своих клиентов на рынке ценных бумаг,
  • Как инвесторы, вкладывающие в субъекты других сфер деятельности и государственные ценные бумаги;
  • Как инвестиционный институт, оказывающий услуги по управлению денежными средствами и ценными бумагами, которые переданы клиентами для инвестирования в ценные бумаги.

На самом деле республиканские коммерческие банки могут учавствовать на рынке ценных бумаг в качестве  эмитента, инвестора и оказывающий финансовые услуги. Статья 4 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» от 25 апреля 1996 года гласит, что частью осуществляемых банками операций является (выпуск, покупка, продажа, учет и хранение ценных бумаг, управление ценными бумагами по соглашению с клиентом, другие операции с ценными бумагами).

Чтобы увидеть статус участия коммерческих банков на рынке ценных бумаг в качестве инвестора, необходимо рассмотреть состав их активов. По состоянию на 1 февраля 2018 года инвестиции и другие ценные бумаги в составе активов банковской системы составили 1585 миллиард сум или 0,9% всех активов, по состоянию на 1 февраля 2019 года эти показатели составили 2364 миллиард сум и 1,1% соответственно. Эта ситуация показывает, что участие банков в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг очень слабое.

Коммерческие банки для увеличения своей ресурсной базы и привлечения свободных ресурсов неселения,  хозяйствующих субъектов и организаций используют эмиссию депозитных сертификатов и корпоративных облигаций. Но активность коммерческих банков Республики в этой сфере тоже крайне слабое. Это можно увидеть из долей и количества выпушенных ценных бумаг в обязательствах банковской системы. По состоянию на 1 февраля 2018 года ценные бумаги, выпущенные как обязательства банковской системы, составили 125 миллиардов сумов или 0,1% от общего объема обязательств, тогда как на 1 февраля 2019 года эти цифры составляли 10 миллиардов сумов или 0,01%.

По докладам участников конференции широко проводимые реформы в этой сфере высоко оцениваются в отчетах ООН, Европейским Союзом, Всемирном Банком, Международным Валютным Фондом и другими престижными международными организациями. В результате растет репутация Узбекистана в международном сообществе, а также доверие и заинтересованность иностранных частных инвесторов, крупных транснациональных компаний и международных финансовых институтов в Узбекистан.

Наряду с этим широко обсуждались предложения и рекомендации, сформилуривонные в научных трудах и исследованиях учёных Банковско-Финансовой Академии Республики Узбекистан и других высших образовательных учреждений, а также других научно-исследовательских центров.

Участниками мероприятия были проведены более 10 лекций и презентаций, обмен мнениями представителей международных организаций и экспертов банковской и финансовой системы, профессоров и преподавателей ВУЗов.

Были выработаны конкретные предложения по повестке дня конференции, в результате чего определено введение соответствующих предложений в соответствующие министерства, а также фракцией УзЛиДеП в Законодательную  палату Олий Мажлиса.